Как в старину на Руси царей лечили


Осень, это очаровательное время года, для многих становится порой носовых платков и чая с мёдом. Наверное у всех уже есть свои способы борьбы с осенним недомоганием. В наш стремительный век болеть нам некогда, поэтому многие спасаются колдрексом или парацетамолом. А как лечились в старину, когда этого не было и в помине?

К счастью удалось найти и расшифровать уникальную рукопись, написанную в 1534 году врачом Василия III, отца Ивана Грозного. Неполадки с сердцем, головная боль, кашель и простуда были хорошо знакомы нашим предкам, а вот о снижении иммунитета, которое в первую очередь связывают с плохой экологией, вообще никто не помышлял. Кстати, Придворный лекарь Николай Любчанин, написавший эту книгу дает советы о том, как преодолеть черную немощь, меланхолию, уныние, которые, наверно, появлялись не от хорошей жизни уже в давние времена. Рукопись называлась «Книга, глаголемая прохладный вертоград, избранная от многих мудрецов, о различных врачевских вещах, ко здравию человеческому пристоящих». Ветроградом в старину называли сад. Лчебник содержит описания лекарственных растений, но также продуктов питания, минералов, советы по сохранению здоровья и гигиене. Встарину знания о лекарственных травах были более глубокими и целостными. Жаль, что многие рецепты нами утеряны.

Современные врачи советуют принимать полынную настойку, чтобы улучшить аппетит и активизировать пищеварение.

Николай Любчанин советует принимать полынный сок с медом или сахаром тем, кого «держит трясавица», то есть лихорадка. А чтобы улучшить состав крови, нужно сварить полынь в вине и
принимать утром натощак. Полынь годится и для того, чтобы устранить дурной запах изо рта — необходимо сварить ее в уксусе и использовать для полоскания.

Другой рецепт — для больных глаз и век: сок полынный смешать с медом, «чтобы ни густо, ни жидко было, и тем помазуем веки, тогда светлость очам наводит». Если принимать это же лекарство внутрь, то, по мнению Николая Любчанина, оно способствует зачатию. В старину считали, что полезнее применять для лечения полынный сок, а не отвар или настой травы. Вот аналог современной и столь популярной сегодня «чистки печени»: пить сок полыни «по десяти дней сряду по три золотника (1 золотник — примерно 4,23 г), подсытив (подсластив) сахаром». Это поможет избавиться от нездоровой желтизны кожи и от отеков.

Петрушку величали «петросильевой травой» и советовали употреблять ее свежей и сушеной при мочекаменной болезни, расстройствах менструального цикла, для очистки печени и желудка. Толченое семя петрушки прикладывали к «нечистоте телесной», чтобы кожа стала гладкой и красивой.

Есть и рецепт для любителей спиртного, желающих сохранить свою репутацию: «капуста варена с семенем капустным и в питии прията — никакой человек в тот день не напьется пьяным». Такой отвар также «сладостен сон наводит».

В старину употребляли для лечения молоко не только коровье, но и овечье, и козье, считая последнее особенно полезным оттого, что «молоко коровье и овечье естеством густо, а козье средне, ни густо, ни тонко». Кроме того, козы едят горькие травы, поэтому козье молоко хорошо влияет на желудок.

Нашлось место в лечебнике и коровьему маслу: им нужно мазать больную поясницу и суставы, а также грудь при простуде и кашле — » тогда мокрость из груди выведет». Детям, у которых режутся зубы, хорошо мазать топленым маслом десны. Несколько глав книги посвящены мясу, ведь в старину не ограничивались говядиной — шло в ход и козье мясо, и баранина, и оленина, и медвежатина.

Не забывали и о «птицах, к лекарству угодных». Любчанин советует есть мясо молодых кур, еще не несших яиц — это улучшает голос. Он считал, что куриные яйца полезнее есть слегка сваренные, поскольку «белок яичный холодит, а желток согревает». Яйца — хорошее средство для преодоления импотенции, особенноесли их есть с луком и репой. Современные диетологи могут с этим согласиться: в самом деле, яйца и лук относят к продуктам, повышающим сексуальность как мужчин, так и женщин.

В рукописи есть главы, посвященные лечебному действию драгоценных камней и металлов.

Древние врачеватели неплохо разбирались в свойствах металлов и драгоценных камней, то есть им были известны и основы химии. Например, Николай Любчанин совершенно справедливо пишет, что камень алмаз «в огне не сгорит и иными никакими вещми не может вредитися», а магнит «железо влечет к себе». Но конечно, мы не можем читать без улыбки строки, где лекарь пишет, что магнит поможет мужу узнать, как к нему на самом деле относится его жена: нужно положить магнит ей под подушку, и если она верная, то тотчас во сне обнимет мужа, а если изменяет ему – мигом слетит с кровати, » как бы ее кто спихнул». Или когда царский врач советует воину носить алмаз, вправленный в рукоять оружия, с левой стороны — тогда он будет сохранен от всех своих врагов. Придворным рекомендовалось носить перстень с изумрудом и почаще смотреть на него, чтобы взгляд оставался чистым и ясным. Считалось также, что если истолочь изумруд и выпить с вином, то он сделает безвредным любой яд.

Николай Любчанин советовал принимать тертый жемчуг для очистки крови, укрепления сил. Не этого ли пытаются добиться и сегодня, когда применяют с косметическими целями древнейшее китайское средство — жемчужины? Не обходит вниманием современная медицина и золото, например, для лечения опухолей. И в старину прибегали к этому драгоценному металлу: «золото мелко терто и внутрь приято, прокажение из всего тела изгонит», писал лекарь Василия III.

Древнерусские врачеватели — никогда не забывали о том, что главный залог здоровья — душевная гармония человека. В основе ее — внутренняя работа над собой, которая невозможна без помощи Божьей и примирения с людьми. Одна древнерусская притча предлагает такой рецепт для обретения душевного и телесного здоровья

» накопать корней послушания, нарвать листьев смирения, собрать чистоты душевной и плодов веры нелицемерной. Все это сварить в чаше терпения и просеять решетом рассуждения, положить соли боголюбия и развести слезами раскаяния и смешать ложкой покаяния. Потом закрыть крышкой милосердия, сварить на огне усердия, слить в сосуд целомудрия и остудить на камне смиренномудрия. Принимать по три ложки в сутки с раствором страха Божия и с полною надеждою ожидать исцеления «.

РЕЦЕПТЫ ВРАЧА ЦАРЯ ВАСИЛИЯ III
От кашля:
«Сок солодки по невеликой крошке или по кусочку с сахаром леденцом подержать во рту, чтобы растаял и глотать — оздоравливает легкие и от кашлю избавляет». «Семя зензивера (алтея) толчено и приято в вине — кашель тушит и легостно откашление творит». » Уха, в которой варен горох, старый кашель уймет». «Трава фиалки с корнем толчена и варена в воде и ту воду детям давать пить — вредительный кашель у них уймется». «Тмин толчен и смешан с винными ягодами, варить в вине и пить – старый кашель уймет».

От головной боли:
«Сок мяты огородной смешан с уксусом поровну — помазать лоб и виски, тогда болесть главная престанет». «Цвет ромашки варен в воде и горячий прикладываем к больной главе — болесть главная тушится». «Семя горчичное и имбирь мелко толчем и смешаем с медом и тем рот полощем или долго во рту держим — вычистит мозг от мокрости, от которой главная боль бывает». «Семя аниса сыплем на жар угольный и тот дух ноздрями обоняем – то пристоит тем, у коих глава болит».

От уныния и меланхолии:
«Елей из можжевелового дерева (масло можжевельника) принять с питьем — пользует меланхолиеву болезнь». «Яблок садовых дух есть лечба тем, которые страждут меланхолией». «Цвет розмарина растолчен и принят в вине теплом по рассуждению, тогда весельство наводит и кручину отгонит».

Уникальную рукопись, написанную в 1534 году врачом Василия III, отца Ивана Грозного, расшифровала и перевела на современный русский язык сотрудница Государственной Российской библиотеки, кандидат филологических наук Татьяна Александровна ИСАЧЕНКО.

Реклама

2 thoughts on “Как в старину на Руси царей лечили

  1. Очень интересная статья!
    Только, я немного не понимаю.. написано сок полыни.
    Имеется ввиду выжатый сок? Или отвар?

    • Нам остаётся верить переводу Татьяны Исаченко,которая в одном случае переводит,как «сок»,в другом пишет «отварить»,значит «отвар»:)

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s